ЭИБ - электронная история болезни: Информационная система, предназначенная для ведения, хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей.
Информатизация здравоохранения - заманчивая идея для любого человека сталкивающаяся с медициной и компьютерами и весьма навязчивая для нашего правительства.
Недавно, на уважаемом мною Хабрахабре промелькнула статья, представляющая взгляд пациента на проблему ЭИБ и плюсы от ее повсеместного внедрения.
В чем смысл истории болезни?
- для лечащего врача это документ, представляющий собой структурированный дневник состояния пациента и позволяющий проследить динамику течения болезни и вспомнить необходимые факты из прошлого. Главных форм хранения сведений две - это амбулаторная карта в поликлинике и по одной истории болезни на каждую госпитализацию. Карта и истории связаны выписками. Следовательно для ЭИБ необходима возможность просмотра лечащим врачом полной медицинской информации о пациенте.
- для другого врача - это способ получить информацию о пациенте. Сейчас реализовано через справки, выписки, запросы, звонки коллегам, зачаточную телемедицину. В идеале информация с разрешения пациента.должна быть доступна любому врачу в необходимом объеме.
- для пациента - изначально врачебные записи не предназначены для больного - для него есть специальные документы - справки и врачебные рекомендации. Однако современное законодательство разрешает доступ к своим медицинским данным в присутствии мед. персонала.
- для контролирующих органов - это не только прокуратура и суд. Сюда входят и зав. отделениями, и администрация лечебных учреждений, и страховые компании. для органов статистики - сводные данные для различных отчетов.
Подводя промежуточный итог можно сформулировать ряд требований к ЭИБ.
Электронная история болезни должна обладать:
- полнотой данных - в идеале быть единственным источником сведений о здоровье пациента
- возможностью доступа со стороны пациента и мед. персонала лечебных учреждений
- неизменяемостью записей (защита от фальсификации)
- логированием доступа к записям (даже для чтения)
- возможностью удаленного доступа
- предоставлением данных для отчетов
- доступностью для проведения экспертизы
Как это может выглядеть?
Ключевое звено - поликлиника - главное место формирования записей о пациенте. Каждый пациент обладает личной ЭЦП, зашитой в материальном носителе (USB-ключ, смарт- или социальная карта). Там же хранятся сведения о мед. страховании. Второй экземпляр подписи находится в электронном виде в зашифрованном хранилище поликлиники. Каждый врач обладает личным ключом на материальном носителе, обеспечивающим ему доступ к хранилищу сертификатов пациентов. Каждый случай доступа фиксируется записью в базе данных. Каждый визит пациента - один новый XML-файл, подписанный ключом врача и зашифрованный ключом пациента. Подпись врача подтверждает его личность и дату записи. Шифрование - защищает от посторонних глаз.
Для обеспечения удаленного доступа и выполнения резервного копирования все записи лечебного учреждения без расшифровки синхронизируются с федеральным сервером. Этим же достигается защита от подделки записей задним числом. На федеральном сервере ключей пациентов и врачей нет, записи там не читают.
В случае обращения человека в другое (любое) лечебное учреждение, он берет с собой свой ключ и передает его, в случае госпитализации, на временное хранение в ЛПУ. Это обеспечивает удаленный доступ к записям основной карты. Запрос сначала идет на сервер поликлиники, если он недоступен - к федеральной базе. В случае госпитализации пациента без ключа - генерируется временный, для ведения текущей истории с последующим импортом. Схема, как в поликлинике - xml-файлы, подписанные ключом врача и зашифрованные ключом пациента. Синхронизация с федеральной базой - ежесуточно.
Данные для отчетов извлекаются не из истории болезни, а путем переноса части обезличенных данных о визите пациента в процессе его приема и записи информации в карту. Так можно считать койко-дни, заболеваемость по обращаемости и т.п. То есть срабатывают триггеры - заполнение поля диагноза копирует его без связи с пациентом в отдельную базу ЛПУ, оформленная выписка - увеличивает счетчик благоприятных исходов и т.п.
Сильные места схемы
- врачу доступна вся история пациента, а не скудные выписки
- данные постоянно доступны только медперсоналу поликлиники и пациенту
- данные резервируются есть
- удаленный доступ
- достигается неизменяемость записей
- можно формировать отчеты
- защита от утечек
- экспертиза - в настоящее время история болезни может пройти до 3-4 экспертиз в обычных условиях и гораздо больше по решению суда. Если давать доступ всем, то это повышает вероятность утечки данных. Если давать доступ только по решению суда, то возникает проблема с контролем деятельности врачей со стороны коллег и страховых компаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий